Роль гипокситерапии в лечении ожирения

Роль гипокситерапии в лечении ожирения

Звенигородская Л.А., Мищенкова Т.В., Глазачев О.С., Ярцева Л.А., Дудник Е.Н., Спирина Г.К.

Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии, НИИ нормальной физиологии им.П.К.Анохина РАМН

Группа компаний «ВНИИМИ»

Проблема ожирения, несмотря на многочисленные научные исследования и большое разнообразие методов борьбы с лишним весом, остается нерешенной. Любой из предложенных методов при последовательном его использовании способен привести к снижению веса. Однако при наличии склонности к ожирению, возврат к прежнему образу жизни приводит и к возврату массы тела.

На базе отделения сочетанных заболеваний органов пищеварения ЦНИИГ было проведено комплексное динамическое исследование эффективности применения интервальной нормобарической гипоксической-гипероксической тренировки (ИГГТ) в общей схеме лечения пациентов с метаболическим синдромом. Ранее было показано, что гипоксия, как один из видов адаптационных воздействий на организм даже в мягком интервальном режиме не только позволяет снизить стрессовое воздействие на организм редуцированных диет, но и оказывает позитивное влияние на липидный спектр крови (тенденция к снижению уровня общего холестерина и ЛПНП) и уровень глюкозы. Установлено, что пусковым механизмом в реализации метаболических эффектов является способность гипоксических тренировок оказывать стрессинициирующее действие, активизирующее формирование процессов адаптогенеза, энергетическое обеспечение которых осуществляется через оптимизацию инсулиновой регуляции обмена углеводов и липидов за счет улучшения гормонально-рецепторных взаимодействий.

В исследовании приняли участие 27 пациентов (14 – основная группа, 13 - контрольная), мужчины и женщины в возрасте 19-64 лет, с метаболическим синдромом, включающем алиментарное ожирение 1-3 ст. (ИМТ более 30 кг/м2), нарушение толерантности к углеводам (или сахарный диабет II типа), артериальную гипертензию и дислипопротеидемию. Курс лечения состоял из 12 сеансов ИГГТ (модифицированная установка для гипокси-гиперокситерапии на основе биологической обратной связи «Эдельвес-А», ЗАО «НВФ Метакс»), продолжительность курса составила в среднем 21 день. Для подбора оптимального режима тренировок предварительно проводился гипоксический тест. Средняя длительность сеанса составляла 40 минут, длительность цикла гипоксии – 3-5 мин., цикла гипероксии – 1-4 минуты.

Все пациенты получали базовую однотипную терапию с учетом сопутствующей патологии без использования фармакологических препаратов коррекции пищевого поведения и массы тела. В период прохождения курса рекомендовалась редуцированная диета 1800 – 1600 ккал/сутки.

Каждый пациент до начала терапия и по завершении цикла ИГГТ проходил полное обследование, включающее сбор анамнеза, психометрическое тестирование (опросник качества жизни SF 36, шкалы ситуативных проявлений депрессии -УСД, тревожности -УСТ и гнева -УСГ), консультации психологом с целью определения типа пищевого поведения, антропометрические измерения (масса тела, ОТ, ОБ, ИМТ), бодиимпедансометрия ( анализатор состава тела «АВС-01», НТЦ «Медасс»), анализ состояния и реактивности микроциркулярного русла (лазерная допплер-флоуметрия, АПК «ЛАКК-02М»), биохимическое исследование крови, определение гормонов пищевого поведения в крови иммуноферментным методом, тест с 6-минутной ходьбой для оценки физической работоспособности (6MWT), оценку пищевого режима (первичное анкетирование для оценки фактического питания, пищевой дневник ).

До и после каждого сеанса ИГГТ проводилось измерение АД и ЧСС. На протяжении всей процедуры проводился мониторинг ЧСС и SaО2.

Предварительный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что после завершения курса ИГГТ у большинства пациентов на фоне уменьшения массы тела (снижение ИМТ на 10 – 15% от исходного уровня) отмечается улучшение показателей физического здоровья. Отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня артериального давления относительно исходных данных, причем достверное снижение АД (как систолического, так и диастолического) происходит сразу после процедуры. Происходит модификация пищевого поведения, заключающаяся в снижении гиперфагической реакции на стресс, устранении синдрома ночной еды.